Функциональная грамотность

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
27 марта 2025г. провели круглый стол на тему «« Функциональная
грамотность как цель и результат современного образования».
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач
современного образования. Уровень сформированности функциональной
грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до
государственного.
Социально - экономические перемены в обществе задали новые
параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали
кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных
методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем
более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в
педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий,
сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого
человека. Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году
применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации
своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых
грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций:
умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо
больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая
грамотность, культурная и гражданская грамотность. Поэтому обществу
необходим функционально грамотный человек, который умеет работать на
результат и способен к определенным, социально значимым достижениям.
1 ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
Три определения
1 Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для
использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
2 Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с
окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в
ней.
3 Функциональная грамотность - это способность человека использовать
приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений.
Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и
письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ -
грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От
современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде,
общаться, креативность. Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь
любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться,
лидерские качества.
8 апреля 2025г. Баскова Ирина Федоровна провела открытый урок по географии
«Температура воздуха»
На уроке обучающиеся узнали о закономерностях изменений температуры
воздуха и нагрева воздуха, выявляли факторы, влияющие на изменение температуры
воздуха, причины изменения суточного хода температур воздуха; учились строить
графики хода температур, вычислять среднесуточную температуру и амплитуду
колебания температуры, объяснять результаты температурных колебаний.
Определять причины и следствия изменений температуры воздуха. Определять и
показывать на карте тепловые пояса Земли.


